Источник: САЗ (28.02.2022) № 22-7
редакция № 4 (активность) c 13.02.2025 по 08.10.2025, изменен 09.10.2025

Оглавление

Загрузка

Министерство просвещения
Приднестровской Молдавской Республики

26 января 2022 г.
№ 65

Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования - ординатуры по специальности 31.08.17 Детская эндокринология

Министерство юстиции (26.02.2022) № 1005 [сайт]
вступил в силу с 27 февраля 2022 г.
Текст нижеприведенной редакции официально не опубликован,
редакция подготовлена с учетом изменений и дополнений
от 28.07.2022 № 665 (САЗ 22-34), от 10.05.2024 № 463 (САЗ 24-23), от 13.01.2025 № 23 (САЗ 25-6),

Согласован:
Министерство здравоохранения

Зарегистрирован Министерством юстиции
Приднестровской Молдавской Республики 26 февраля 2022 г.
Регистрационный № 10852

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III "Об образовании" (САЗ 03-26), Законом Приднестровской Молдавской Республики от 13 апреля 2009 года № 721-З-IV "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (САЗ 09-16), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 26 мая 2017 года № 113 "Об утверждении Положения, структуры и предельной штатной численности Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики" (САЗ 17-23) с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 9 ноября 2017 года № 307 (САЗ 17-46), от 25 января 2018 года № 22 (САЗ 18-5), от 10 сентября 2018 года № 306 (САЗ 18-37), от 23 октября 2019 года № 380 (САЗ 19-41), от 6 апреля 2020 года № 102 (САЗ 20-15), от 13 августа 2021 года № 269 (САЗ 21-33), от 31 августа 2021 года № 286 (САЗ 21-35), Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 30 мая 2016 года № 125 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (САЗ 16-22), Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 19 декабря 2017 года № 1413 "Об утверждении и введении в действие перечней профессий начального профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования" (САЗ 18-4) с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 26 июля 2018 года № 698 (САЗ 18-32), от 9 октября 2019 года № 875 (САЗ 19-46), от 19 мая 2020 года № 450 (САЗ 20-23), приказываю:
1. Утвердить Государственный образовательный стандарт послевузовского профессионального образования - ординатуры по специальности 31.08.17 Детская эндокринология согласно Приложению к настоящему Приказу.
2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию и официальное опубликование в Министерство юстиции Приднестровской Молдавской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Министр С. Иванишина

г. Тирасполь
26 января 2022 г.
№ 65

Приложение
к Приказу Министерства просвещения
Приднестровской Молдавской Республики
от 26 января 2022 года № 65

Государственный образовательный стандарт
послевузовского профессионального образования - ординатуры по специальности 31.08.17 Детская эндокринология

1. Область применения

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы ординатуры по специальности 31.08.17 Детская эндокринология (далее соответственно - программа ординатуры, специальность).

2. Используемые сокращения

2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
а) УК - универсальные компетенции;
б) ПК - профессиональные компетенции;
в) ГОС - государственный образовательный стандарт;
г) сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ;
д) з.е. - зачетная единица, которая соответствует 36 (тридцати шести) академическим часам или 27 (двадцати семи) астрономическим часам.

3. Характеристика специальности

3. Обучение по программе ординатуры в организациях образования (далее - организация) осуществляется в очной форме.
4. Объем программы ординатуры составляет 120 з.е., вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы ординатуры с использованием сетевой формы, реализации программы ординатуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
5. Срок получения образования по программе ординатуры, включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2(два) года.
6. Объем программы ординатуры, реализуемый за 1 (один) учебный год, составляет 60 з.е. При обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, при обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на 1 (один) год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы ординатуры за 1 (один) учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
7. Организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации программы ординатуры, за исключением практической подготовки обучающихся.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
8. Реализация программы ординатуры возможна с использованием сетевой формы.

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры

9. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения.
10. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются:
а) физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее - подростки); родители (законные представители) пациентов (далее - родители (законные представители));
б) население;
в) совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
11. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры:
а) профилактическая;
б) диагностическая;
в) лечебная;
г) реабилитационная;
д) психолого-педагогическая;
е) организационно-управленческая.
12. Программа ординатуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
13. Выпускник, освоивший программу ординатуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
а) профилактическая деятельность:
1) предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
2) проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
3) проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детей и подростков, характеризующих состояние их здоровья;
б) диагностическая деятельность:
1) диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;
2) диагностика неотложных состояний;
3) диагностика беременности;
4) проведение медицинской экспертизы;
в) лечебная деятельность:
1) оказание специализированной медицинской помощи;
2) участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
3) оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
г) реабилитационная деятельность - проведение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
д) психолого-педагогическая деятельность - формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
е) организационно-управленческая деятельность:
1) применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
2) организация и управление деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений;
3) организация проведения медицинской экспертизы;
4) организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам;
5) ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации и ее структурных подразделениях;
6) создание в медицинских организациях и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
7) соблюдение основных требований информационной безопасности.

5. Требования к результатам освоения программы ординатуры

14. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
15. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
а) готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу -УК1;
б) готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия -УК2;
в) Исключен(-а)
16. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:
а) профилактическая деятельность:
1) готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний у детей и подростков, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания -ПК1;
2)готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за детьми и подростками -ПК2;
3) готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях - ПК3;
4) готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детей и подростков - ПК4;
б) диагностическая деятельность - готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем - ПК5;
в) лечебная деятельность:
1) готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании эндокринологической медицинской помощи - ПК6;
2) готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации - ПК7;
г) реабилитационная деятельность - готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, не медикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении -ПК8;
д) психолого-педагогическая деятельность - готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих -ПК9;
е) организационно-управленческая деятельность:
1) готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях -ПК10;
2) готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей - ПК11;
3) готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации - ПК12.
17. При разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.
18. При разработке программы ординатуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
19. При разработке программы ординатуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ (при наличии).

6. Требования к структуре программы ординатуры

20. Структура программы ординатуры согласно Приложению к настоящему ГОС включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную):
а) Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части: 18-32 з.е. (базовая часть: 14 - 24 з.е., вариативная часть: 4-9 з.е.);
б) Блок 2 "Практики", относящийся к базовой части программы: 85-99 з.е.;
в) Блок 3 "Итоговая государственная аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации "Врач-детский эндокринолог": 3 з.е. (базовая часть: 3 з.е.).
21. Общий объем образовательной программы ординатуры составляет 120 з.е.
22. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ) (при наличии).
23. Дисциплины (модули) по общественному здоровью и здравоохранению, педагогике, патологии реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы ординатуры. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
24. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ординатуры, и практики, обеспечивают освоение выпускником профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях.
25. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС. После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.
26. В Блок 2 "Практики" входит производственная (клиническая) практика. Способы проведения производственной (клинической) практики:
а) стационарная;
б) выездная.
Практика реализуется в медицинских организациях, являющихся клиническими (учебными) базами, на основании заключенного договора между организацией образования и медицинской организацией, путем участия ординатора в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программой ординатуры под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
27. В Блок 3 "Итоговая государственная аттестация" входит подготовка и сдача государственного экзамена.
28. При разработке программы ординатуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе освоения специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
29. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 15 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

7. Требования к условиям реализации программ ординатуры

30. Общесистемные требования к реализации программы ординатуры:
а) организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренной учебным планом;
б) каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации.
Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к глобальной сети Интернет (далее - сеть Интернет), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
1)доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
2) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
3) проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
4) формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
5) взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих;
в) в случае реализации программы ординатуры в сетевой форме требования к реализации программы ординатуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы ординатуры в сетевой форме;
г) в случае реализации программы ординатуры на созданных в установленном порядке в иных организациях, кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы ординатуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций;
д) квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным квалификационными требованиями к работникам образования, согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел: "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
е) Исключен(-а)
31. Требования к кадровым условиям реализации программ ординатуры:
а) реализация программы ординатуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы ординатуры;
б) доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Приднестровской Молдавской Республике) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Приднестровской Молдавской Республике), и (или) имеющих первую или высшую профессиональную категорию врача-специалиста в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ординатуры, должна быть не менее 55 процентов.
32. Минимально необходимый для реализации программы ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:
а) аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
б) аудитории, оборудованные фантомной и симуляционной техникой, имитирующей медицинские манипуляции и вмешательства, в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
в) помещения, предусмотренные для оказания медицинской помощи пациентам, в том числе связанные с медицинскими вмешательствами, оснащенные специализированным оборудованием и (или) медицинскими изделиями (тонометр, стетоскоп, фонендоскоп, термометр, медицинские весы, ростомер, набор и укладка для экстренных профилактических и лечебных мероприятий, электрокардиограф, облучатель бактерицидный, электронные весы для детей до года, пособия для оценки психофизического развития ребенка, аппарат для измерения артериального давления с детскими манжетками, пеленальный стол, сантиметровые ленты, глюкометр с расходными материалами, система длительного мониторирования гликемии, помпы с расходными материалами, аппарат для суточного мониторирования артериального давления (СМАД)) и расходным материалом в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально, а также иное оборудование, необходимое для реализации программы ординатуры.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий применяется соответствующее программное обеспечение, позволяющее обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями.
33. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению):
а) электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе ординатуры;
б) обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению;
в) обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Приложение
к Государственному образовательному
стандарту послевузовского профессионального
образования-ординатуры по специальности
31.08.17 Детская эндокринология

Структура программы ординатуры

Структура программы ординатуры

Объем программы ординатуры в з.е.

Блок 1

Дисциплины (модули)

18-32

Базовая часть

14-24

Вариативная часть

4-9

Блок 2

Практики

85-99

Базовая часть

85-99

Блок 3

Государственная итоговая аттестация

3

Базовая часть

3

Объем программы ординатуры

120

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Расширенная информация

Находится в разработке
от 26 января 2022 г. № 65
Министерства просвещения
Об утверждении и введении в действие Государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования - ординатуры по специал...