Источник: САЗ (22.07.2002) № 02-29
редакция № 74 на 23.02.2021

Оглавление

Загрузка

ЗАКОН

19 июля 2002 г.
№ 161-З-III

Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики

САЗ (22.07.2002) № 02-29
вступил в силу с 1 июля 2002 г.
Текст нижеприведенной редакции официально не опубликован,
редакция подготовлена с учетом изменений и дополнений
от 31.07.2012 № 151-ЗИД-V (САЗ 12-32), от 16.11.2012 № 223-ЗИ-V (САЗ 12-47), от 12.12.2012 № 241-ЗИД-V (САЗ 12-51), от 16.01.2013 № 3-ЗИ-V (САЗ 13-2), от 28.03.2013 № 83-ЗИ-V (САЗ 13-12), от 25.05.2013 № 106-ЗИД-V (САЗ 13-20), от 31.07.2013 № 177-ЗИД-V (САЗ 13-30), от 20.11.2013 № 240-ЗИД-V (САЗ 13-46), от 27.11.2013 № 250-ЗИД-V (САЗ 13-47), от 14.01.2014 № 1-ЗИ-V (САЗ 14-3), от 17.04.2014 № 86-ЗИД-V (САЗ 14-16), от 01.07.2014 № 123-ЗИ-V (САЗ 14-27), от 04.12.2014 № 190-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 04.12.2014 № 196-ЗИ-V (САЗ 14-49), от 18.05.2015 № 83-ЗИД-V (САЗ 15-21), от 30.06.2015 № 104-ЗИ-V (САЗ 15-27), от 11.04.2016 № 110-ЗИД-VI (САЗ 16-15), от 25.07.2016 № 181-ЗИ-VI (САЗ 16-30), от 01.03.2017 № 42-ЗИ-VI (САЗ 17-10), от 07.04.2017 № 74-ЗИ-VI (САЗ 17-15), от 02.06.2017 № 125-ЗИ-VI (САЗ 17-23), от 19.06.2017 № 139-ЗИ-VI (САЗ 17-25), от 17.10.2017 № 268-ЗИ-VI (САЗ 17-43), от 18.12.2017 № 371-ЗИД-VI (САЗ 17-52), от 11.01.2018 № 9-ЗИД-VI (САЗ 18-2), от 03.02.2018 № 28-ЗД-VI (САЗ 18-5), от 28.02.2018 № 45-ЗД-VI (САЗ 18-9), от 01.03.2018 № 58-ЗИД-VI (САЗ 18-9), от 21.03.2018 № 75-ЗД-VI (САЗ 18-12), от 01.11.2017 № 282-ЗИД-VI (САЗ 17-45), от 07.05.2018 № 109-ЗИ-VI (САЗ 18-19), от 07.12.2018 № 324-ЗИ-VI (САЗ 18-49), от 29.12.2018 № 366-ЗИД-VI (САЗ 18-52), от 04.02.2019 № 15-ЗИД-VI (САЗ 19-5), от 25.04.2019 № 70-ЗИД-VI (САЗ 19-16), от 11.03.2020 № 46-ЗИД-VI (САЗ 20-11), от 21.04.2020 № 65-ЗИД-VI (САЗ 20-17), от 23.06.2020 № 79-ЗД-VI (САЗ 20-26), от 20.10.2020 № 168-ЗИД-VI (САЗ 20-43), от 09.10.2020 № 160-ЗИ-VI (САЗ 20-41), от 08.02.2021 № 9-ЗИ-VII (САЗ 21-6),
Редакции на основании нижеприведенных изменении еще не подготовлены или изменения не вступили в силу
Настоящий Трудовой кодекс Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики определяет основы государственной политики в сфере трудовых отношений, закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, устанавливает государственные гарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.

Часть первая

Раздел I.
Общие положения

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

1. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
2. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
а) организации труда и управлению трудом;
б) трудоустройству у данного работодателя;
в) профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
г) социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
д) участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
е) материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
ж) надзору и контролю (в том числе общественному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
з) разрешению трудовых споров.
Ретроспектива изменений Статьи 2:
Редакция 9 - Закон ПМР от 17.12.04 № 505-ЗИ-III (САЗ 04-51);
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
а) свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
б) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
в) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
г) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
д) равенство прав и возможностей работников;
е) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в порядке, предусмотренном законом;
ж) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
з) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
и) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
к) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
л) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
м) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
н) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
о) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
п) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами;
р) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
с) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
т) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
у) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Ретроспектива изменений Статьи 3:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

1. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
2. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
3. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
4. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти, осуществляющий надзор за соблюдением трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики, и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Ретроспектива изменений Статьи 4:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 4. Запрещение принудительного труда

1. Принудительный труд запрещен.
2. Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
а) в целях поддержания трудовой дисциплины;
б) в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в) в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
г) в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
д) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
3. К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
б) возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
4. Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
а) работу, выполнение которой обусловлено законодательством о всеобщей воинской обязанности и военной службе или законодательством об альтернативной гражданской службе.
б) работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики.
б-1) работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
в) работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Ретроспектива изменений Статьи 5:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 5. Трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики и иные акты, содержащие нормы трудового права

1. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики осуществляется трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики (включая законодательство Приднестровской Молдавской Республики об охране труда), состоящим из:
а) законодательных актов:
1) настоящего Кодекса;
2) иных законов, содержащих нормы трудового права;
б) иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1) указов Президента Приднестровской Молдавской Республики;
2) постановлений Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики;
2-1) постановлений Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
3) нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти;
4) нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
2. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
3. Нормы трудового права, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Приднестровской Молдавской Республики, должны соответствовать настоящему Кодексу.
4. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным законом, содержащим нормы трудового права, применяются положения настоящего Кодекса.
5. Если вновь принятый закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.
6. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.
Ретроспектива изменений Статьи 6:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 6. Разграничение полномочий между законодательным органом государственной власти и исполнительными органами государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных c ними отношений

1. К ведению законодательного органа государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики законодательных актов, устанавливающих:
а) основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
б) основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
в) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
г) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
д) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
е) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
ж) принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия исполнительных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;
з) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
и) Исключен(-а)
к) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
л) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
м) систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
н) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
2. Исполнительные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям законодательного органа государственной власти либо по вопросам, не урегулированным законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики. В случае принятия законодательного акта Приднестровской Молдавской Республики по этим вопросам нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти приводится в соответствие с законодательным актом Приднестровской Молдавской Республики.
3. В случаях, если нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными законами, применяется настоящий Кодекс или иной закон.
Ретроспектива изменений Статьи 7:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 7.

Исключен(-а)
Ретроспектива изменений Статьи 8:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

1. Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, коллективными договорами, соглашениями.
2. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
3. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 352 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики, коллективный договор, соглашения.
Ретроспектива изменений Статьи 9:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

1. В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
2. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права работников или снижающих уровень гарантий работникам по сравнению с установленными трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Ретроспектива изменений Статьи 10:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 10. Трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики и нормы международного права

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики являются составной частью правовой системы Приднестровской Молдавской Республики.
2. Если международным договором Приднестровской Молдавской Республики установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, применяются правила международного договора.
Ретроспектива изменений Статьи 11:
Редакция 2 - Закон ПМР от 07.07.03 № 305-ЗИД-III (САЗ 03-28);
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 11. Действие трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики

1. Трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
2. Трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики также применяется к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным законом.
3. Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики.
4. В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики.
5. На территории Приднестровской Молдавской Республики правила, установленные трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Приднестровской Молдавской Республики.
6. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
6-1. На отношения, связанные с государственной службой, действие трудового законодательства распространяется в части, не урегулированной законами Приднестровской Молдавской Республики о государственной службе.
7. Трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики не распространяется на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
б) членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
в) лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
г) других лиц, если это установлено законом.
Ретроспектива изменений Статьи 12:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 12. Действие трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики во времени

1. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
2. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права либо отдельные их положения, прекращает свое действие в связи с:
а) истечением срока действия;
б) отменой (признанием утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.
3. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
4. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
5. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
6. Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.
7. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его подписания работодателем либо со дня, указанного в этом локальном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
8. Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с :
а) истечением срока действия;
б) отменой (признанием утратившим силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
в) вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом);
г) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Ретроспектива изменений Статьи 13:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 13. Действие трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики в пространстве

1. Законы и иные нормативные правовые акты Приднестровской Молдавской Республики, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Приднестровской Молдавской Республики, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующей административно-территориальной единицы.
3. Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Статья 14. Исчисление сроков

1. Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
2. Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
3. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
4. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Глава 2.
Трудовые отношения, стороны трудовых
отношений, основания возникновения трудовых отношений

Ретроспектива изменений Статьи 15:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 15. Трудовые отношения

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Ретроспектива изменений Статьи 16:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений

1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
2. В случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
а) избрания на должность;
б) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
в) назначения на должность или утверждения в должности;
г) направления на работу уполномоченными в соответствии с законом органами в счет установленной квоты;
д) судебного решения о заключении трудового договора.
е) направления на альтернативную гражданскую службу.
3. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Ретроспектива изменений Статьи 17:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 17. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Ретроспектива изменений Статьи 18:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 18. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу

Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Ретроспектива изменений Статьи 19:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 19. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики или уставом (положением) организации.
Ретроспектива изменений Статьи 20:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 20. Стороны трудовых отношений

1. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
2. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
3. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 (шестнадцати) лет, а в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.
4. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
5. Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства, а также частные нотариусы, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления нотариальной деятельности.
6. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
7. Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста 18 (восемнадцати) лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
8. Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 (восемнадцати) лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
9. От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста 18 (восемнадцати) лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.
10. Несовершеннолетние в возрасте от 14 (четырнадцати) до 18 (восемнадцати) лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).
11. В случаях, предусмотренных пунктами 8-10 настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.
Ретроспектива изменений Статьи 21:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 21. Основные права и обязанности работника

1. Работник имеет право на:
а) заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными законами;
б) предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
в) рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
г) своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
д) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
е) полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
ж) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами;
з) объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
и) участие в управлении организацией в формах, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами и коллективным договором;
к) ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
л) защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
м) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами;
н) возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами;
о) обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных законами.
2. Работник обязан:
а) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
б) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
в) соблюдать трудовую дисциплину;
г) выполнять установленные нормы труда;
д) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
е) бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
ж) незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Ретроспектива изменений Статьи 22:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

1. Работодатель имеет право:
а) заключать, дополнять, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, иными законами;
б) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
в) поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
г) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
д) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами;
е) принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц);
ж) создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
2. Работодатель обязан:
а) соблюдать трудовое законодательство Приднестровской Молдавской Республики, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
б) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
в) обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
г) обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
д) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
е) выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
ж) вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
з) предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
и) знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
к) своевременно выполнять предписания органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики, других органов государственной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
л) рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
м) создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в формах, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами и коллективным договором;
н) обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
о) осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики;
п) возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами;
р) исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Часть вторая

Раздел 2.
Социальное партнерство в сфере труда

Ретроспектива изменений Главы 3:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Глава 3.
Общие положения

Ретроспектива изменений Статьи 23:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 23. Понятие социального партнерства

1. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. Исключен(-а)
Ретроспектива изменений Статьи 24:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:
а) равноправие сторон;
б) уважение и учет интересов сторон;
в) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
г) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
д) соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства Приднестровской Молдавской Республики;
е) полномочность представителей сторон;
ж) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
з) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
и) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
к) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
л) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
м) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Ретроспектива изменений Статьи 25:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 25. Стороны социального партнерства

1. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Ретроспектива изменений Статьи 26:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:
а) республиканском уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Приднестровской Молдавской Республике;
б) отраслевом (межотраслевом) уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
в) территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в административно-территориальной единице;
г) локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Ретроспектива изменений Статьи 27:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:
а) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений.
б) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
в) участия работников, их представителей в управлении организацией;
г) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, учреждений и органов безопасности, органов налоговой милиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Приднестровской Молдавской Республики устанавливаются законами.
Ретроспектива изменений Главы 4:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Ретроспектива изменений Статьи 29:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 29. Представители работников

1. Представителями работников в социальном партнерстве являются:
а) профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов;
б) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
3. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов, а также иные представительные органы работников.
Ретроспектива изменений Статьи 30:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

1. Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
2. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Ретроспектива изменений Статьи 31:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 31. Иные представители работников

1. В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
2. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.
Ретроспектива изменений Статьи 33:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 33. Представители работодателей

1. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
2. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
3. Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются законом.
Ретроспектива изменений Статьи 34:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 34. Иные представители работодателей

Представителями работодателей - государственных учреждений, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие исполнительные органы государственной власти, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Глава 5.
Органы социального партнерства

Ретроспектива изменений Статьи 35:
Редакция 2 - Закон ПМР от 07.07.03 № 305-ЗИД-III (САЗ 03-28);
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
2. На республиканском уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
3. Членами трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители исполнительных органов государственной власти, республиканских объединений профсоюзов, республиканских объединений работодателей.
4. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц Приднестровской Молдавской Республики.
5. На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на республиканском, так и на территориальном уровнях социального партнерства.
6. Исключен(-а)
7. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Ретроспектива изменений Статьи 35-1:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 35-1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

1. В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
2. Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, могут направляться на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) органами государственной власти или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Глава 6.
Коллективные переговоры

Ретроспектива изменений Статьи 36:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

1. Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
2. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 (семи) календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
3. Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ретроспектива изменений Статьи 37:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

1. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
2. Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
3. Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
4. Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
5. Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с пунктами 2, 3, 4 настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих 5 (пяти) рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение 1 (одного) месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
6. Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Приднестровской Молдавской Республики, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.
7. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
8. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее 2 (двух) недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
9. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами Приднестровской Молдавской Республики.
10. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 38. Урегулирование разногласий

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Ретроспектива изменений Статьи 39:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

1. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3 (трех) месяцев.
2. Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
3. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами предусмотрено увольнение с работы.

Глава 7.
Коллективные договоры и соглашения

Ретроспектива изменений Статьи 40:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 40. Коллективный договор

1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
2. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 (трех) месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
3. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами.
4. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
5. Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с пунктом 1 статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (пункты 2-4 статьи 37 настоящего Кодекса).
Ретроспектива изменений Статьи 41:
Редакция 20 - Закон ПМР от 21.01.09 № 655-ЗИД-IV (САЗ 09-4).

Статья 41. Содержание и структура коллективного договора

1. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
2. В коллективный договор включаются взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
а) формы, системы и размеры оплаты труда;
б) выплата пособий, компенсаций;
в) механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
г) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
д) рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
е) обеспечение необходимых и улучшение существующих условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
ж) соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
з) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
и) гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
к) оздоровление и отдых работников и членов их семей;