Источник: Собрание актов Президента и Правительства № 93-13
редакция № 2 на 07.02.1994

Оглавление

Загрузка

Правительство
Приднестровской Молдавской Республики

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 апреля 1993 г.
№ 108

Об утверждении Положения "О гражданской защите Приднестровкой Молдавской Республики"

Собрание актов Президента и Правительства № 93-13
вступил в силу с 23 апреля 1993 г.
утратил силу 5 сентября 2019 г.
Текст нижеприведенной редакции официально не опубликован,
редакция подготовлена с учетом изменений и дополнений
от 07.02.1994 № 39 (Собрание актов Президента и Правительства 94-2),
В целях эффективного и оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, Правительство Приднестровской Молдавской Республики, постановляет:
1. Утвердить Положение "О Гражданской защите Приднестровской Молдавской Республики" (прилагается).
2. Всем юридическим лицам привести систему гражданской защиты в соответствие с утвержденным Положением.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА И.СМИРНОВ

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 23 апреля 1993 года
№ 108

ПОЛОЖЕНИЕ
о Гражданской защите
Приднестровской Молдавской Республики

I. Общие положения

1. Гражданская защита республики являеся составной частью системы общегосударственных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное времяв целях предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий, защиты населения и народного хозяйства республики от оружия массового поражения, а также для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах землетрясения и катастрофического затопления.*)
2. Основными задачами Гражданской защиты являются:
а) Предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, авапий, катастроф, эпидемий, а также защита населения республики от средств массового поражения;
б) повышение устойчивости работы объектов**) и отраслей народного хозяйства в условиях мирного и военного времени;
в) защита сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактеоиологического (биологического) заражения, а также проведение мероприятий по ликвидации последствий заражения;
г) проведение спасательных и других неотложных работ (СиДР), оказание пострадавшему населению помощи;
д) создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил Гражданской защиты;
е) подготовка, переподготовка руководящего и комендно-начальствующего состава, а также всеобщее обязательное обучение населения способам защиты и действиям по ликвидации (СБАК) стихийных бедствий, аварий и катастроф;
ж) создание и поддержание в установленной степени готовности пунктов управления Гражданской защиты населения, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим (биологическим) заражанием, оповещение населения об опасности заражения и катастрофического затопления;
з) подготовка и проведение мероприятий по светомаскировке объектов народного хозяйства и населенных пунктов в военное время.
Решение задач Гражданской защиты осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением штабами, учреждениями и силами ГЗ.
Ответственность за организацию, готовность и выполнение задач Гражданской защиты возлагается на Государственную комиссию по чрезвычайным ситуациям, Республиканский штаб Гражданской защиты, республиканские министерства и ведомства, исполнительные комитеты Советов народных депутатов и руководителей объектов народного хозяйства.
Задачи Гражданской защиты решаются в тесном взаимодействии с органами военного управления, внутренних дел, юстиции и республиканскими органами охраны окружающей среды.
3. Подготовка республики по Гражданской защите проводится заблаговременно в мирное время с учетом развития объектов народного хозяйства, использующих СДЯВ, атомных электростанций, современных средств поражения и других факторов.
Характер, объем и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач Гражданской защиты, определяются Государственной комиссией по чрезвычайным ситуациям (Республиканским штабом Гражданской защиты), министерствами, ведомствами и другими республиканскими структурами.
4. Мероприятия Гражданской защиты, требующие капитальных вложений и материально-технических средств, предусматриваются Государственной комиссией по чрезвычайным ситуациям, министерствами и ведомствами республики в перспективных и годовых планах развития народного хозяйства, а также в планах на расчетный год в соответствии с рекомендациями Республиканского штаба Гражданской защиты, согласованных и Министерством экономики и финансов.
Капитальные вложения, материально-технические средства и трудовые ресурсы, а также ассигнования, необходимые для осуществления мероприятий Гражданской защиты, предусматриваются в первоочередном порядке наряду с другими оборонными мероприятиями.
----------------------------------
                                                    
                                                    
                                                    
                                                    
                                                    
                                                
*) При упоминании спасательных и других неотложных работ в других пунктах настоящего Положения имеются в виду работы в очагах поражения и зонах землетрясения и катастрофического затопления, при ликвидации аварий: на магистральных газопроводах, на объектах со СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества), радиоактивном заражении, при авариях на атомных эл.станциях и химическом, биологическом заражении реки Днестр.
**) Под объектом народного хозяйства (ОНХ) следует понимать объединения, предприятия, организации, учреждения, учебные заведения и другие юридические лица.

II. Руководство Гражданской защитой и ее организационная структура

5. Общее руководство Гражданской защитой осуществляет Президент Республики и Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям, а их рабочим органом является Штаб Гражданской защиты (ШГЗ).
6. Непосредственно Гражданской защитой руководят начальники Гражданской защиты, которыми являются: в городах, районах, на территории сельских и поселковых советов - председатели исполнительных комитетов Советов народных депутатов - их руководители.
Категорийность городов и объектов народного хозяйства по ГЗ определяется Государственной комиссией по чрезвычайным ситуациям по отдельному положению.
7. Начальники ШГЗ и других штабов ГЗ являются заместителями соответствующих начальников Гражданской защиты и имеют право отдавать распоряжения (приказания) по вопросам Гражданской защиты и контролировать их выполнение.
Для работы в ШГЗ Приднестровской Молдавской Республики и других штабах ГЗ, кроме штабов состава в особый период, решениями соответствующих органов прривлекаются работники хозяйственных органов, профсоюзных и других общественных организаций без освобождения их от основной работы.
8. Для планирования мероприятий Гражданской защиты и контроля за их выполнением в министерствах, управлениях, комитетах и других ведомствах, а также в объединениях и исполнительных комитетах Советов народных депутатов создаются штабы ГЗ. Организационно-штатнуюструктуру ШГЗ определяет соответствующий НГЗ.
9. Штабы ГЗ городов и районов являются юридическими лицами и имеют гербовую печать.
10. На ОНХ создаются штабы ГЗ. Организационно-штатную структуру штаба ГЗ определяет начальник ГЗ объекта.
11. Деятельность штабов Гражданской защиты регламентируются действующим законодательством республики, настоящим Положением, решениями местных исполнительных органов, а также приказами и распоряжениями Республиканского штаба Гражданской защиты.
12. Службы Гражданской защиты создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских и других специальных мероприятий Гражданской защиты, подготовки для этого сил и средств, а также для обеспечения действий невоенизированных формирований в ходе обеспечения проведения спасательных и других неотложных работ.
Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав служб Гражданской защиты, несут министры, руководители ведомств, предприятий, организаций и учреждений на базе которых созданы эти службы.
Непосредственное руководство службами Гражданской защиты определяются положениями о службах. Положения о службах разрабатываются начальниками служб республики, ведомств и утверждаются начальником Гражданской защиты Приднестровской Молдавской Республики.
13. Силами Гражданской защиты, предназначенными для выполнения возложенных на нее задач, являются невоенизированные формирования, а также привлекаемые для этих целей в соответствии с планамм Гражданской защиты организации и учреждения министерств, ведомств и исполнительных комитетов Советов народныз депутатов.
Силы Гражданской защиты в мирное время используется для виквидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
14. Организационная структура и штатная численность штабов, пунктов управления6 учреждений Гражданской защиты на мирное время и военное в части укомплектования рабочими и служащими определеются, содержащимися за счет республиканского, местного бюджета или ведомственных смет - соответственно Правительством республики, исполнительными комитетами Советов народных депутатов, министерствами, министрами, руководителями ведомств и объектов народного хозяйства. При этом на объектах народного хозяйства с численностьюработающих от 200 человек и более обязательно назначается штатный заместитель начальника объекта - начальник штаба Гражданской защиты, а на объектах народного хозяйства с численностью до 200 человек вводится 0,5 должности главного специалиста по Гражданской защите с оплатой на условиях совмещения должности.
15. Невоенизированные формирования Гражданской защиты создаются в городах, районах, поселках и на объектах народного хозяйства.
Организационно-штатная структура невоенизированных формирований Гражданской защиты, порядок их комплектования личным составом производится по согласованию с МО Приднестровской Молдавской Республики, нормы и порядок оснащения техникой и материально-техническими средствами разрабатываются Республиканским штабом Гражданской защиты, согласовываются с Министерством обороны и утверждаются начальником Гражданской защиты Приднестровской Молдавской Республики.
Штатные сотрудники органов ГЗ на военное и мирное время бронируются и призыв их на действительную военную службу и учебные сборы производится только в органы ГЗ.
Обеспечение невоенизированных формирований автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится за счет ресурсов народного хозяйства.
16. В невоенизированные формирования Гражданской защиты зачисляются в обязательном порядке граждане Приднестровской Молдавской Республики: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины - от 16 до 50 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, невоеннообязанных, вошедших в подразделения народного ополчения, инвалидов 1 и 2 группы, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 2-летнего возраста.
Граждане, зачисленные в невоенизированные формирования, обязаны принимать в спасательных работах и выполнении других задач Гражданской защиты.
17. Начальники Гражданской защиты и начальники служб ГЗразрабатывают планы Гражданской защиты на мирное и военное время.

III. Обучение населения по Гражданской защите, подготовке руководящего состава невоенизированных формирований

18. Все граждане республики с 16-летнего возраста подлежат всеобщему обязательному обучению способам защиты в чрезвычайных ситуациях, наводнений, аварий и катастроф. Несовершеннолетние в возрасте от 8 до 16 лет обучаются способам защиты в чрезвычайных ситуациях. Обучение населения по гражданской защите осуществляется путем проведения занятий и учений.
19. Подготовка личного состава невоенизированных формирований и служб Гражданской защиты проводится непосредственно на объектах народного хозяйства.
Обучение по Гражданской защите рабочих, служащих и работников сельского хозяйства, не входящих в состав невоенизированных формирований и служб ГЗ, осуществляется по месту работы без отрыва от производства.
Обучение по гражданской защите учащихся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений - производится в учебное время.
Обучение остального населения производится по месту жительства в порядке, установленном комиссией по чоезвычайным ситуациям при Призеденте республики.
20. Подготовка по Гражданской защите руководящего состава районов, городов, сельских Советов и поселков, министерств и ведомств, служб Гражданской защиты, объектов народного хозяйства работников штатных органов Гражданской защиты и командно-начальствующего состава невоенизированных формирований проводится на Республиканских курсах Гражданской защиты*), которые подчиняются начальнику и начальнику штаба ГЗ Приднестровской Молдавской Республики. Подготовка проводится с отрывом от производства.
21. С целью подготовки сил, средств и органов управления Гражданской защиты, повышения их готовности к решению стоящих перед ними задач, проводятся учения по Гражданской защите республиканские, районные, городские и траслевые учения по плану Республиканского штаба Гражданской защиты, а на объектах народного хозяйства решением начальника ГЗ один раз в три года. ----------------------------------------
*) порядок функционирования курсов ГЗ определяется отдельным Положением. IY. Обязанности и права по Гражданской защите Обязанности и права населения Республики по ГЗ
22. Население республики имеет право на защиту при СКАБ и воздействии средств массового поражения. Право на защиту гарантируется системой общегосударственных мероприятий ГЗ Приднестровской Молдавской Республики.
При ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций граждане обязаны:
- в любой обстановкесохранять самообладание и не создавать паники;
- не допускать и останавливать окружающих от употребления для питья воды из поврежденных (затопленных) колодцев;
- при выявлении инфекции заболеваний:
а) срочно сообщить о заболевании в медицинское учреждение;
б) ограничить всякие поездки по населенному пункту;
в) изолировать заболевшего в отдельную палату;
г) избегать большого скопления людей.
При получении сообщения о приближении урагана, землетрясения:
а) привести в готовность все имеющиеся убежища (погреб, подполье, подвал);
б) собрать всех членов семьи, детей в дошкольных и школьных учреждений поближе к укрытию;
в) с крыш, лоджий, балконов убрать предметы, которые порывами ветра могут быть сброшены в низ и причинить людям травмы. Обязанности и права начальника ГЗ республики, городов, районов, сельских Советов и поселков
23. Начальнику Гражданской защиты Республики предоставлено право систематически контролировать и обязывать руководство объектов народного хозяйства, а также строительно-распорядительных органов к усовершенствованию ГЗ как главной части государственной системы предупреждения и и действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на основании законодательства Приднестровской Молдавской Республики, государственных программ в вопросах безопасности населения, направлениях и в границах, определенных Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Общее руководство Гражданской защиты в Республике осуществляет Президент Приднестровской Молдавской Республики, во время чрезвычайных ситуаций и Государственная комиссия по чрезвычайным ситуациям.
24. На начальников Гражданской защиты населенных пунктов возлагается%
а) обеспечение постоянной готовности Гражданской защиты к выполнению возложенных задач на нее;
б) организация управления Граждансукой защитой, создание пунктов управления, систем оповещения и связи, сопряжение их с соответствующими системами военного командования; организация разведки в интересах Гражданской защиты, создание системы наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим, бактериологическим заражением;
в) оповещение органов Гражданской защиты об опасности затопления; оповещение штабов и населения о чрезвычайных ситуациях;
г) ввод в действие плана Гражданской защиты и проведение ГЗ в готовность в установленном порядке;
д) обеспечение защиты населения в чрезвычайных ситуациях, заблаговременное строительство защитных сооружений и поддержание их в постоянной готовности, накопление индивидуальных средств защиты и другого имущества и обеспечение ими невоенизированных формирований и населения; проведение мероприятий по эксплуатации и рассредоточению населения и осуществление других мероприятий Гражданской защиты;
е) организация и хранение в мобилизационном резерве военной техники и специального имущества для нужд Гражданской защиты;
ж) контроль за строительством защитных сооружений, а также за поддержанием в постоянной готовности коллетивных и индивидуальных средств защиты на гос.предприятиях;
з) создание служб и невоенизированных формирований Гражданской защиты; обеспечение укомплектования невоенизированных формирований личным составом и оснащением этих формирований техникой и материально-техническими средствами в установленном порядке;
и) организация спасательных и других неотложных работ и руководство их проведением;
к) разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы подведомственных отраслей, объединений и объектов народного хозяйства в военное время, а также по уменьшению опасности возникновения вторичных очагов поражения; обеспечение выполнения при проектировании, строительстве и реконструкции городов и объектов народного хозяйства норм проектирования инженерно-технических мероприятий Гражданской защиты; контроль за выполнением мероприятий по повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства, независимо от их ведомственной принадлежности, с соблюдением установленного режима секретности;
л) организация выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сарья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;
м) подготовка и проведение совмесно с заинтересованными организациями мероприятий по светомаскировке объектов народного хозяйства и населенных пунктов;
н) организация и проведение подготовки руководящего состава государственных и хозяйственных органов, штабов, служб, невоенизированных формирований Гражданской защиты исвсеобщего обязательного обучения населения;
о) организация пропаганды по вопросам Гражданской защиты среди населения; издание в установленном порядке информационных материалов, учебной, массовой популярной литературы, заказ кинофильмов и фильмов по Гражданской защите. Общие обязанности по Гражданской защите министерств, ведомств и объединений
25. на Министерства и ведомства возлагается:
а) разработка плана Гражданской защиты отрасли; методическое руководство планированием Гражданской защиты; в подведомственных объединениях и на объектах народного хозяйства; контроль защиты рабочих и служащих подведомственных объектов народного хозяйства от средств массового поражения и других средств нападения; заблаговременное строительство защитных сооружений, накопление индивидуальных средств защиты и другого имущества Гражданской защиты, обеспечение ими невоенизированных формирований, рабочих и служащих и осуществление других мероприятий Гражданской защиты;
в) разработка и представление для согласования в Министерство экономики и финансов в установленном порядке проектов планов мероприятий Гражданской защиты, требующих капитальных вложений и материально-технических средств; осуществление контроля за реализацией утвержденных планов;
г) разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы отрасли, объединения и объектов народного хозяйства в военное время, а также мероприятий по уменьшениб опасности возникновения вторичных очагов поражения; выполнене норм проектирования инженерно-технических мероприятий Гражданской защиты при проектировании, строительстве и реконструкции объектов народного хозяйства;
д) руководство созданием на подведомственных объектах невоенизированных формирований Гражданской защиты и осуществление контроля за их подготовкой, а также контроля за обучением по Гражданской защите рабочих и служащих, не вошедших в формирование;
е) контроль за готовностью служб Гражданской защиты, создаваемых на базе подведомственных предприятий, организаций и учреждений;
ж) обеспечение светомаскировки подведомственных объектов народного хозяйства;
з) разработка и осуществление мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих выполнение спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах;
и) разработка и проведение мероприятий,обеспечивающих работу общих и локальных средств оповещения, связи, телевидения и радиовещания планируемых к использованию для Гражданской защиты населения в мирное и военное время. Основные обязанности по Гражданской защите министерств и ведомств
26. правительство Республики:
а) рассматривает предложения Республиканского штаба Гражданской защиты по основным направлениям развития и совершенствования Гражданской защиты и разрабатывает совместно с Министерством экономики и финансов исходные данные для планирования министерствами и ведомствами Приднестровской Молдавской Республики мероприятий Гражданской защиты, требующих капитальных вложений и материально-технических средств;
б) предусматривает в разрабатываемых проектах планов развития народного хозяйства Приднестровской Молдавской Республики на основе предложений министерств и ведомств Приднестровской Молдавской Республики мероприятия по Гражданской защите, направленные на обеспечение защиты населения от оружия массового поражения и других средств нападения и повышение устойчивости работы народного хозяйства Приднестровской Молдавской Республики в военное время, требующие капитальных вложений и материально-технических средств;
в) подготавливает предложения по размещению производительных сил на территории Республики с учетом комплексного развития хозяйства обеспечивающего совершенствование межотраслевых производственных связей, а также возможно рассредоточение производства важнейшей промышленной продукции в военное время;
г) осуществляет контроль за выполнением министерствами и ведомствами Республики мероприятий и заданий по Гражданской защите, предусмотренных народохозяйственными планами.
27. Министерство архитиктуры и строительства:
а) разрабатывает совместно с Республиканским штабом Гражданской защиты нормативные документы по проектированию инженерно-технических мероприятий Гражданской защиты, направленных на обеспечение защиты населения и повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства в военное время; осуществляет контроль за соблюдением норм проектирования инженерно-технических мероприятий по Гражданской защите при экспертизе проектов предприятий, районов планировки и застройки населенных мест;
б) рассматривает совместно с Республиканским штабо Гражданской защиты ведомственные нормативные документы по проектированию инженерно-технических мероприятий Гражданской защиты;
в) разрабатывает с Республиканским штабом Гражданской хащиты и утверждает планы типового и эксперементального проектирования защитных сооружений Гражданской защиты; рассматривает и утверждает в установленном порядке нормативные документы по проектированию и устройству защитных сооружений Гражданской защиты и осуществляет рассмотрение, утверждение (согласование) типовых и эксперементальных проектов защитных сооружений и строительство конструкций для них; обеспечивает издание и распространение перечней (каталогов) типовых проетов;
г) исходя из реальной необходимости и по согласованию с Республиканским штабом Гражданской защиты, проектирует строительство защитных сооружений и жилых, административных зданий для размещения населения и пунктов управления, в случае возникновения экстремальных ситуаций, со всеми элементами обеспечения жизнедеятельности;
д) рассматривает с участием заинтересованных министерств и ведомств Приднестровской Молдавской Республики предложения министерств по водоснабжению важнейших населенных пунктов, разрабатывает нормативные требования по обеспечению этих населенных пунктов водой в военное время; рассматривает представляемые на согласования указания (инструкции) по подготовке к работе городских водопроводов в условиях применения оружия массового поражения;
е) планирует и координирует исследования по вопросам инженерно-технических мероприятий Гражданской защиты в промышленном и гражданском строительстве, в градостроительстве и районной планировке.
28. Министерство экономики и финансов:
Предусматривает в бюджете Республики средсива, необходимые для финансирования мероприятий по обеспечению функционирования системы Гражданской защиты Приднестровкой Молдавской Республики.
29. Министерство науки, народного образовани, культуры и культов:
а) предусматривает в планах научно-исследовательских работ на основе предложений Республиканского штаба Гражданской защиты населения, повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время и по другим проблемам Гражданской защиты, имеющим важное общегосударственное или межотраслевое значение, и обеспечивает финансирование этих исследований в установленном порядке;
б) осуществляет совместно с Республиканским штабом Гражданской защиты контроль за выполнением научно-исследовательских работ по проблемам Гражданской защиты, имеющим важное общегосударственное или межотраслевое значение;
в) обеспечивает министерства и ведомства республики и Республиканский штаб Гражданской защиты информацией о достижениях республиканской и зарубежной науки и техники по проблемам Гражданской хащиты.
30. Управление связи, информатики и средства массовой информации и другие органы связи:
а) осуществляют общее руководство по организации и подготовке городских, районных служб оповещения и связи Гражданской защиты населения, а также контроль за их деятельностью в мирное и военное время по организации централизованного использования республиканских и ведомственных средств оповещения и связи;
б) совместно со штабом ГЗ Республики разрабатывает систему оповещения и связи населения, объектов и должностных лиц, а также организацию связи городских и районных штабов ГЗ в мирное и военное время;
в) руководят развертыванием сил и средств служб оповещения и связи ГЗ, организацией связи республики в "особый период" и осуществляют мероприятия по обеспечению устойчивости работы и совершенствованию средств связи и оповещения;
г) разрабатывают совместно со штабом ГЗ республики мероприятия и обеспечивают выполнение строительно-монтажных работ по развитию и совершенствованию системы оповещения и связи ГЗ за счет средств заказчика, а также осуществляют руководство их деятельностью;
д) организуют на договорных условиях эксплуатационно-техническое обслуживание стационарных средств связи и оповещения, устанавливаемых на предприятиях чвязи и находящихся в ведении штабов Гражданской защиты.
Указания управления связи, информатики и средств массовой информации по вопросам обеспечения устойчивой работы средств связи в интересах Гражданской защиты обязательны для всех министерств, ведомств, организаций и учреждений.
31. Министерство здравоохранения:
а) разрабатывает и осуществляет мероприятия Гражданской защиты по медицинскому обеспечению населения Республики в условиях чрезвычайных ситуаций, руководит подготовкой учреждений здравоохранения и оказанию медицинской помощи населению в военное время;
б) руководит подготовкой санитарно-эпидемиологических и других учреждений санитарно-гигиеничекого и микробиологичекого профиля к проведению исследований пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды на зараженность радиоактивными и отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами; осуществляет методическое руководство проведением этих исследований лабораториями других министерств и ведомств;
в) организует и проводит специальную подготовку медицинских кадров по вопросам медицинского обеспечения населения в очагах поражения;
г) организует разработку средств медицинской защиты, а также физиологических требований к коллективным и индивидуальным средствам защиты населения от различных видов массового поражения;
д) обеспечивает руководство созданием резерва медицинского имущества и медикаментов для невоенизированных формирований и учреждений медицинской службы Гражданской защиты;
е) осуществляет методическое руководство подготовкой населения по вопросам медицинской защиты и контроль за проведением этой подготовки; оказывает практическую помощь в работе по организации санитарных дружин, санитарных постов и населения республики для оказания первой медицинской помощи пострадавшим; обеспечивает привлечение из населения необходимого количества доноров крови;
ж) совместно с Министерством обороны разрабатывает предложения о количестве создаваемых формирований медицинской службы Гражданской защиты и общей численности личного состава;
з) создает республиканскую медицинскую службу Гражданской защиты и руководит ее деятельностью; осуществляет контроль за организацией и готовностью аналогичных служб.
32. Министерство сельского хозяйства и продовольствия:
а) осуществляет общее руководство разработкой и проведением в республике мероприятий по защите сельскохозяйственных мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, а также растениеводства, животноводства и источников водоснабжения в совхозах и колхозах от оружия массового поражения;
б) обеспечивает создание необходимых резервов средств и имущества для защиты сельскохозяйственных животных и растений от различных видов массового поражения; определяет порядок использования этих резервов;
в) организует лабораторный контроль за зараженностью радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериальными (биологическими) средствами сельскохозяйственных животных и растений, продуктов животноводства и растениеводства, почвы и источников водоснабжения в совхозах, колхозах и других организациях, имеющих сельскохозяйственное производство; обеспечивает готовность агрохимических и ветеринарных лабораторий, станций защиты растений и других специализированных учреждений к проведению наблюдения и лабораторного контроля;
г) создает республиканскую службу защиты сельского хозяйства и продовольствия и руководит ее деятельностью; осуществляет контроль за организацией и готовностью аналогичных служб республики;
д) обеспечивает на подведомственных предприятиях (при хранении, в процессе технологической переработки, транспортировки и реализации защиту республиканских ресурсов зерна и придуктов, его переработки, пищевого сырья и пищевых продуктов, республиканских резервов продовольственных товаров и других материальных средств от различных видов поражения, лабораторный и другие виды контроля за зараженностью радиоактивными, отравляющими и бактериальными (биологическими) веществами;
е) осуществляет обеззараживание и уничтожение не поддающихся обеззараживанию зерна, пищевого сырья, пищевых продуктов, продовольственных товаров и других материальных средств.
33. Министерство транспорта и дорожного хозяйства:
а) определяет совместно с соответствующими штабами Гражданской защиты порядок использования транспротных средств для выполнения всех видов перевозок в интересах Гражданской защиты; выполняет перевозки в соответствии с планами Гражданской защиты;
б) обеспечивает подготовку транспорта и оборудования транспортных средств для перевозок в интересах Гражданской защиты, увеличение пропускной способности эвакуационных путей, восстановление дорог и дорожных сооружений, использование имеющейся дорожно-транспортной техники в целях Гражданской защиты;
в) органы управления гражданской авиации обеспечивают ведение воздушной разведки очагов поражения в соответствии с утвержденными планами Гражданской защиты.
34. Министерство внутренних дел:
а) разрабатывает и осуществляет мероприятия по охране общественного порядка и безопасности движения, тушению массовых пожаров, а также по учету потерь населения в военное время;
б) создает противопожарную службу и службу охраны общественного порядка Гражданской защиты и руководит их деятельностью.
35. Государственный комитет по экологии Приднестровской Молдавской Республики:
а) осуществляет проведение стационарных наблюдений за радиоактивной загрязненностью атмосферного воздуха, осадков, почв и воды в открытых водоемах, а также авиационную радиологическую съемку (разведку) и прогнозорование радиоактивной загрязненнсти атмосферы и местности на территории Приднестровской Молдавской Республики;
б) осуществляет методичекое руководство в области контроля за радиоактивной загрязненностью атмосферного воздуха, почвы и воды в открытых водоемах, проводимого предприятиями, оганизациями и учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности;
в) осуществляет наблюдение за химической зараженностью воздуха и водных объемов (индикация);
г) координирует научно-исследовательские работы по изучению распространения радиоактивных веществ в атмосфере и водоемах, по разработке способов прогнозирования радиоактивной обстановки, а также по разработке и унификации методов контроля за степенью радиационного и химического заражения окружающей среды;
д) обеспечивает Республиканский штаб Гражданской защиты, штабы ГЗ городов, районов информацией о фактичкской и ожидаемой гидрометеорологической обстановке, о текущей и прогнозируемой радиоционной обстановке, а также об обнаружении отравляющих веществ в воздухе и в воде открытых водоемов.
36. Министерство торговли и материальных ресурсов:
а) разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению в военное впемя бесперебойного снабжения населения республики продовольствием и предметами первой необходимости, а также водой для приготовления пищи в столовых (пунктах питания), с учетом мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения и укрытию его в защитных сооружениях; создает на базе существующих предприятий торговли и общественного питания специальные подразделения для обеспечения личного состава невоенизированных формирований и пострадавшего населения продовольствием, а также проводит подготовку этих подразделений для работы в полевых условиях;
б) разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите имеющихся запасов продовольствия и других товаров от оружия массового поражения при хранении, в процессе их технологической переработки, транспортировки и реализации; организует и обеспечивает контроль за зараженностью имеющихся продовольственных и других товаров, а также осуществляет мероприятия по обеззараживанию и уничтожению не поддающихся обеззараживанию продовольственных и других товаров.
37. Министерство местного хозяйства:
а) разрабатывает по согласованию с органами Гражданской защиты и осуществляем мероприятия по защите населения от различных видов массового поражения; обеспечивает постоянную готовность имеющихся в жилых секторах защитных сооружений Гражданской защиты;
б) обеспечивает подготовку и использование коммунально-бытовых предприятий, сооружений, техники для санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, территории, сооружений и транспортных средств;
в) обеспечивает защиту воды и сооружений городских водопроводов от заражения отравляющими и радиоактивными веществами, бактериальными (биологическими) средствами, повышение надежности работы городских водопроводных, энергетических и других сетей и сооружение коммунального хозяйства в военное время и проведение неотложных аварийно-восстановительных работ при их повреждении; организует лабораторный контроль за зараженностью питьевой воды на городских водопроводных станциях.
Кроме того, организует и проводит научно-исследовательские работы по защите от различных видов массового поражения водоисточников и систем водоснабжения городов, районов и промышленных предприятий.
38. Начальник гражданской защиты объекта народного хозяйства осуществляет непосредственное руководство Гражданской защитой работающих на объекте и несет ответственность за ее постоянную готовность, а также за своевременное выполнение задач Гражданской защиты объектов.
На начальника ГЗ объекта народного хозяйства и начальника штаба возлагается:
а) разработка плана Гражданской защиты рабочих, служащих, производственного оборудования, сырья, готовой продукции и других материальных средств;
б) организация управления ГЗ объекта, связи и оповещения; осуществление в установленном порядке оповещения на объекте об угрозе нападения противника, опасности заражения и катастрофического затопления;
в) создание служб и военизированных формирований ГЗ объекта, укомплектования их личным составом, оснащение техникой и специальным имуществом;
г) одеспечение заблаговременного строительства защитных сооружений Гражданской защиты и содержание их в постоянной готовности;
д) обеспечение накопления, хранения и поддержки в готовности индивидуальных средств защиты и специального имущества ГЗ и выдача их в установленном порядке;
е) организация и проведение в установленном порядке эвакуационных мероприятий; заблаговременная подготовка базы для размещения в загородной зоне людей, подлежащих рассредоточению и эвакуации по плану Гражданской защиты работников объекта;
ж) разработка и проведение мероприятий по повышению устойчивости работы объектов в военное время; осуществление мероприятий по уменьшению опасности возникновения вторичных очагов поражения;
з) обеспечение в установленном порядке укрываемых в защитных сооружениях людей продовольствием , медицинским имуществом и питьевой водой;
и) проведение мероприятий по защите имеющихся на объекте продовольствия, питьевой воды и источников водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;
к) проведение мероприятий по светомаскировке объекта;
л) подготовка штаба, служб и невоенизированных формирований Гражданской защиты, а также обучение по ГЗ рабочих, служащих и колхозников, не вошедших в невоенизированные формирования;
м) личное руководство оповещения спасательных и неотложных аварийно-спасательных работ на объекте;
н) разработка и представление предложений по мероприятиям Гражданской защиты, требующих капитальных вложений и материально-технических средств.
Начальник ГЗ объекта сельского хозяйства, кроме того, разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите сельскохозяйственных животных и растений, продуктов растениеводства и источников водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения.
Начальник Гражданской защиты объекта подчиняется вышестоящему начальнику Гражданской защиты объекта, подчиняется начальнику Гражданской защиты по ведомственной принадлежности, а также начальнику Гражданской защиты города (района) по месту цислакации объекта.

Y. Материально-техническое обеспечение и финансирование Гражданской защиты

39. Министерства и ведомства Республики ежегодно планируют финансирование мероприятий Гражданской защиты. Министерство экономики и финансов совмесьно с Республиканским штабом Гражданской защиты рассматривает планы финансирования этих мероприятий и подготавливает решения по расходам на их осуществление при формировании бюджета Приднестровской Молдавской Республики.
40. Финансирование мероприятий Гражданской защиты, включая подготовку и оснащение невоенизированных формирований, обучение населения, использование каналов дальней и правительственной связи для нужд Гражданской защиты осуществляется соответственно:
а) в республике, районах, городах и в других населенных пунктах за счет средств республиканского или местного бюджета;
б) на предприятиях, в организациях и учреждениях, состоящих на хозяйственном расчете, за счет средств, выделяемых на общезаводские, административно-управленческие, эксплуатационные расходы;
в) в министерствах, ведомствах и подчиненных им бюджетным организациях и учреждениях - за счет средств республиканского и местного бюджетов;
г) расходы, связанные с проведением мероприятий по защите населения, спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий производятся за счет средств объектов, на которых произошла авария, катастрофа, а также за счет средств республиканского и местного бюджетов.
Финансирование расходов на разработку и издание уставов, наставлений, инструкций, учебных программ и пособий, а также заказов на изготовление и тиражирование кинофильмов, диафильмов, магнитофильмов, осуществляемых Республиканским штабом Гражданской защиты для обеспечения подготовки штабов и учебных заведений Гражданской защиты производятся за счет средств республиканского бюджета по смете Республиканского штаба Гражданской защиты республики.
Издание уставов, наставлений, учебной и массовой популярной литературы, изготовление и тиражирование кинофильмов по вопросам Гражданской защиты, предназначеных для обеспечения подготовки невоенизированных формирований Гражданской защиты и обучение населения, производится за счет средств республиканского бюджета, а также за счет министерств и ведомств республики.
41. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по тематике Гражданской защиты, выполняемые научными учреждениями министерств и ведомств, производятся за счет средств государственного бюджета по сметам соответствующих учреждений.
42. Расходы, связанные с вводом в действие планов Гражданской защиты, предусматриваются в сметах министерств и ведомств, органов управления Республики, управлений и отделов исполнительных комитетов Советов народных депутатов, а у хозрасчетных предприятий и организаций - в их финансовых планах.
43. Обеспечение потребности Гражданской защиты в республике, районах и городах, министерствах и ведомствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях в специальном имуществе, военной технике, материалах и запасных частях для их эвакуации и ремонта осуществляется через Республиканский штаб Гражданской защиты и другие министерства и ведомства республики, с оплатой получателем стоимости выделенных ему материальных средств.
Фонды на специальные виды имущества Гражданской защиты и военную технику выделяются Республиканскому штабу Гражданской защиты в установленном порядке и распределяются по заявкам исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся, министерств и ведомств республики.
Обеспечение потребностей Гражданской защиты в других видах имущества и материальных средств осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями.
Обеспечение невоенизированных формирований и учреждений Гражданской защиты индивидуальными средствами защиты и другими материально-техническими средствами осуществляется по нормам утвержденным Государственной комиссией по предупреждению чрезвычайных ситуаций при Президенте Республики по согласованию с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами и ведомствами Республики.
44. Для обеспечения населения и невоенизированных формирований Гражданской защиты специальным имуществом на предприятиях и в организациях сохдается мобилизационный резерв.
Номенклатура, размеры и сроки накоплений специального имущества Гражданской защиты в мобилизационном резерве разрабатываются и утверждаются Правительством Республики.
Контроль за накоплением и хранением на ппредприятиях и в организациях в мобилизационном резерве специального имущества Гражданской защиты осуществляется Республиканским штабом Гражданской защиты республики и местными штабами Гражданской защиты.
45. Штабы, командные пункты, курсы, лаборатории и другие учреждения Гражданской защиты в городах и районах содержатся за счет средств местного бюджета, при этом должностные лица штабов Гражданской защиты приравниваются к соответствующим лицам управления (отделов) исполкомов городских и районных Советов народных депутатов.
Обеспечение штабов Гражданской защиты служебными зданиями, хозяйственными и подсобными помещениями, помещениями для курсов и лабораторий, а также штатным автотранспортом осуществляется исполнительными комитетами районных и городских Советов депутатов трудящихся. За переданные Республиканскому штабу, учреждениям и штабам Гражданской защиты из иестных фондов здания, помещения, сооружения, автотранспорт, мебель, инвентарь и оборудование платиа не взимается.
46. Граждане Республики, получившие увечья или потерявшие трудоспособность при выполнении обязанностей по Гражданской защите, а также члены семей в связи с потерей кормильца, погибшего при выполнении обязанностей по Гражданской защите имеют право на пенсионное обеспечение и другие льготы в порядке установленном для назначения пенсий рабочим, служащим, колхозникам и членам их семей в связи с несчастными случаями при выполнении трудовых обязанностей.
47. Военнослужащие органов Гражданской защиты по вопросам прохождения военной службы, денежного и других видов обеспечения пользуются всеми правами и лтьготами, установленными Законом Приднестровской Молдавской Республики "О статусе военнослужащих", "Положением о денежном довольствии военнослужащих Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики" и другими нормативными актами регламентирующими порядок прохождения действительной военной службы военнослужащими Республики.
Все виды обеспечения военнослужащих, за исключением финансового, проводятся через соответствующие органы Министерства обороны.

YI. Ответственность за состояние Гражданской защиты

Руководители министерств, управлений, комитетов, районов, городов, учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий Гражданской защиты, за устойчивое и бесперебойное функционирование подведомственных объектов в экстремальных условиях, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества Гражданской защиты, а также за подготовку и обучение персонала и населения действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах в соответствии с действующими на территории Приднестровской Молдавской Республики нормативными и законодательными актами.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Расширенная информация

Находится в разработке
утратил силу
от 23 апреля 1993 г. № 108
Постановление Правительства
Об утверждении Положения "О гражданской защите Приднестровкой Молдавской Республики"